Экологическое  воспитание
15.10.2014

Экологическое воспитание

 Экологическое воспитание детей - новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время. Эта работа не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольное учреждение. 

Цель моего опыта: развитие познавательного отношения к окружающей среде, становление эмоционально-нравственных начал, привитие навыков и умений в экологически значимой деятельности.

В ходе опыта я решала следующие задачи.
Задачи:
· Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, углублять представления детей об окружающем мире.
· Закреплять умение правильно вести себя в природе.
· Дать представление о неживой природе, ее влияние на растительный и животный мир.
· Развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
· Воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями.
Для реализации опыта я использовала такие методы и приемы (технология реализации):
Наглядные: рассказ, рассматривание.
Словесные: беседы, викторины, игры.
Практические: экспериментально-исследовательская деятельность, наблюдение, проектная деятельность, труд, природоохранные акции, нетрадиционные способы изображения природы.
Срок реализации идеи: работа ведется мною 2 года.
За это время проведены проекты, цель которых: развивать у дошкольников способность видеть разнообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, как основы интеллектуально-личностного творческого развития.
Например: проект «Калинка» - его длительность с мая по декабрь. Разработка проекта велась сбором различной информации о калине. Изготовление схем для фиксации изменений калины с сезонными изменениями; популяризация рецептов оздоровления. В ходе этого проекта я использовала авторские дидактические игры «Узнай на вкус», « Узнай по запаху», «Часть и целое», «Что и как растет?». Творческие работы детей.
Другой проект «Времена года. Осень». Он краткосрочный. Во время реализации этого проекта ребята знакомились с сезонными изменениями в природе, у растений, их ролью в жизни человека. Для этого были разработаны различные «исследовательские центры».
«Центр науки», где мы рассматривали опавшие листья через лупу, выкладывали сериационные ряды из листьев (от самого маленького до самого большого) и т.д. Измеряли условной меркой количество дождевой воды в бутылке и ведре: где больше? Почему? Составляли рассказ о «превращениях» деревьев, о том, кто и как готовится к зиме.
Другой «центр математики», в котором ребятам предлагалось, сравнить листья по высоте, ширине, сосчитать семена у растений, количество деревьев с листьями и без, и т.д.
В «центре искусства» изготовляли гирлянды из листьев, рисовали листочки ладошками и пальчиками, создавали композиции, пышные венки, султанчики, украшали группу. Наполняли корзину опавшими листьями и искали в ней маленькие игрушки.
Кроме проектной деятельности были проведены природоохранные акции, цель которых – формирование у детей и взрослых экологической культуры, сознания, мировоззрения. Это - «Берегите первоцветы», «Поможем птицам», «Посади деревце».
Организуя труд в природе, во время которого дети убирают осеннюю листву с участка, рыхлят почву в клумбах, сеют семена различных растений, воспитываю у них бережное отношение к природе.
Проводились в уголке природы фенологические наблюдения за прорастанием лука, свеклы, моркови, зерен пшеницы.
Всей группой мы готовили экспериментальный опыт «Научим плавать яйцо», тем самым приняли участие в муниципальном конкурсе «Я исследователь». Наша воспитанница Перелыгина Яна выступила с этим проектом на муниципальном этапе конкурса, где стала победителем и на региональном уровне в городе Сочи, став лауреатом.
Провели ряд экспериментов с водой, песком, воздухом.
Познакомились с Красной книгой нашего Краснодарского края. Постоянно проводятся ряды прогулок по экологической тропе, цель которых – познакомить детей с многообразием растительного мира (деревьями, кустарниками, травами, цветами); рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Инсценировали и показали всем детям в саду экологическую сказку «Золотая рыбка».
Изучали экознаки. Использовав их в дидактической игре «Как вести себя в лесу».

Критерии оценки деятельности
Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта.
В начале работы по реализации проекта многие дети указывали на частичную, несущественную связь данного природного объекта, выделяли суммарную причину без ее конкретизации, не могли установить причинно-следственные связи в явлениях природы, не знали как правильно вести себя в природе, не могли называть виды деревьев, кустарников, рыб, насекомых, диких животных. Не знали о том, какую роль играет природа в жизни человека.
После проведенной работы в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы с воспитанниками результаты улучшились.
Результаты реализации опыта
Благодаря целенаправленной работе по экологическому воспитанию дети стали намного наблюдательней и внимательней. У детей отмечается сознательное отношение к наблюдениям, что отражается в речи; дети стараются подробно рассказать о событиях и процессах, происходящих в природе или в ходе исследовательской деятельности.
Они стали подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей, научились самостоятельно рассматривать растения, делать зарисовки, схемы, задавать вопросы.
Участие детей в проектах и акциях дало им возможность активно исследовать понятия и связи, решение задач и проблемных ситуаций, относящихся к реальной жизни. Почти все дети научились, в процессе систематических наблюдений, представлять важнейшие закономерности природы: приспособленности растений и животных к среде обитания, а также, в том числе и благодаря изучению экознаков, у них возникло чувство ответственности и правильное поведение в природе.
Большое значение имеет и то, что дети теперь не рвут растения, не топчут их, а любуются и обходят, стараясь не повредить. Они стараются обойти муравья, если вдруг его заметят, или жучка посадить на дерево или кусты, чтобы его никто не обидел. И это уже радует, что дети понимают ценность живого, настоящего. 

    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: