Работа с семьей на нынешнем этапе поднимается на новый, более высокий уровень. Поэтому я и решила работать над этой проблемой – «Инновационные формы взаимодействия с семьей».
Инновационные формы взаимодействия с семьей
По опыту своей работы я знаю, что результаты развития ребенка и его комфортного пребывания в ДОУ зависят от многих факторов:
- разрушен ли барьер между детским садом и семьей;
- сформирована ли потребность и желание родителей воспитанника принимать активное участие в жизни дошкольного учреждения;
- как взаимодействует педагог с семьей дляобеспечения всестороннего развития ребенка.
Цель моего опыта и задачи, которые я решала для ее достижения следующие:
Цель: разрушение барьера между детским садом и семьей, формирование желания у родителей воспитанника активного участия в жизни дошкольного учреждения, а так же взаимодействия с семьей для обеспечения развития ребенка.
Задачи:
· обеспечить дифференцированный подход к каждому из родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;
· создать системув работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу с родителями и
придать ей комплексный характер;
· научить родителей рассматривать процесс воспитания и развития ребенка как диалог с ним
на основе знаний психологических особенностей возраста.
В ходе реализации своего опыта я использовала различные методы и приемы:
Технологии реализации:
- наглядные: рассказ, рассматривание,папки-передвижки, стенды, плакаты, фотоальбомы.
- словесные: беседы, консультации, встречи, викторины, обсуждения, обмен опытом, игры, родительские собрания.
- практические: мастер-классы, труд, выставки, природоохранные акции, конкурсы, досуги, совместные праздники, анкетирование.
Некоторыми своими наработками я бы хотела поделиться с вами.
Вы все знаете, что поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагога. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее комфортное пребывание ребенка в группе.
Для первоначального знакомства родителей и ребенка с группой и детьми я использую нетрадиционную форму – это рассматривание фотоальбома, для визуального знакомства, для привлечения внимания будущего воспитанника к игровой среде и другим детям. В альбоме содержатся небольшое количество фотографий, на которых запечатлена жизнь детей в группе. Но перед этим даю подробные рекомендации родителям как организовать в семье просмотр фотоальбома.
Для более близкого знакомства с вновь прибывшим малышом предлагаю родителям заполнить анкету «Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад», а также познакомиться с памятками «Адаптация ребенка в детском саду», «Ваш ребенок пришел в детский сад».
Тщательно продумываю групповые мероприятия, намеченные на целый год, стремлюсь, чтобы одно мероприятие не походило на другое. Учитываю, что иногда приходится проводить мероприятия и не предусмотренные планом, но подсказанные самой жизнью. Так, побывав дома у воспитанников, и убедившись в том, что не все они проявляют интерес к изобразительной деятельности, так как сами родители не владеют элементарными навыками по изобразительному искусству или просто не хотят, решила организовать «Творческую мастерскую» на тему: «Волшебная бумага». Где познакомила родителей с нетрадиционными формами работы изобразительной деятельности. В ходе мероприятия родители детально рассматривали приготовленные заранее работы, обсуждали, оживленно обменивались опытом. Итогом мероприятия стало решение - проводить выставки работ, где родители со своими детьми постараются проявить свое творчество.
Знакомлю родителей с содержанием работы с детьми, которые они могут осуществлять в домашних условиях. Для этого я провожу мастер-классы для родителей – «Нетрадиционные формы рисования», «В игре познаем мир», «Малыш и книга», «Умелые пальчики». В ходе которых сформировались у родителей представления о необходимости всестороннего развития ребенка не только в детском саду, но и дома.
Особое значение в вопросах взаимодействия педагога с родителями имеют праздники, которые формируют атмосферу общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. Так,
например, осенью в нашей группе прошел тематический досуг «Спор овощей и фруктов», сценарий для которого разработала сама. Родители с удовольствием принимали участие в эстафетах, конкурсах, дегустации овощей и фруктов, мамочки-кулинары приготовили салаты. Праздник помог активизировать родительское участие в жизни детского сада.
Очень важно, чтобы родители видели работу педагога и участие своих детей в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Так для родителей была показана деятельность по познавательному развитию «Любимые сказки», где дети познакомились с элементарными правилами поведения в лесу, закрепили знания, что уходить от родителей нельзя, в игровой
форме приучались соблюдать порядок и чистоту в помещении.
Наш детский сад проводит много конкурсов с участием родителей. Так, например, родители моей группы совместно с детьми изготовили множество поделок к конкурсам: «Чудо с грядки», «Мы из леса и пруда на урок пришли труда», «Новогодние фантазии», «Красавица Осень», «Маленькое чудо».
На День Матери совместно с родителями изготовила стенд «Любимая мамочка». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамочках, дарили им пожелания, а ко дню защитника Отечества стенд «Лучше папы друга нет».
Интересной формой работы являются различные акции. Так с декабря по январь мной была проведена акция «Живая елочка - зеленая иголочка». Целью, которой была пропаганда недопустимости плановых и браконьерских рубок хвойных деревьев.
Родители приняли активное участие в акции. Обсуждали проблемы вырубки лесов. Подготовили выставку, где изобразили елочки, без использования живых еловых веток, в разной технике изобразительной деятельности. А изготовление и распространение буклетов стало заключительным этапом в этой работе.
С февраля по март я среди родителей провела акцию «Первый подснежник» - для привлечения внимания детей и взрослых к проблеме исчезновения подснежников. И просила родителей распространять эту информацию среди своих знакомых. Родители с удовольствием изготовили оригинальные подснежники для выставки «Маленькое чудо». Каждому взрослому был вручен буклет.
По окончании каждого мероприятия интересуюсь мнением родителей о нем, провожу коллективные обсуждения. Подробно анализирую трудные случаи, деликатно даю советы, накапливаю положительный опыт.
Форм работы педагога с семьей существует очень много, поэтому нужно грамотно изучать каждую из них. Только объединив свои усилия, родителей и воспитателя смогут обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь, как дома, так и в детском саду, и помогут развитию его основных способностей и умению общаться со сверстниками.
Анализируя проведенную работу, я могу сказать, что добилась положительных результатов.
Результативность:
· Позиция родителей как воспитателей своего ребенка, стала более гибкой;
· Родители научились анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление;
· Стали подходить к воспитанию как к серьезному и целенаправленному процессу;
· Отвечать на вопросы анкет, стали более откровенно, честно и адекватно;
· Стали активно принимать участие в тематических досугах и жизни детского сада;
· Творчески стали подходить к различным выставкам и конкурсам.
Таким образом, в сложной многоплановой работе с семьей каждого воспитанника важно установить партнетские отношения, привлечь родителей к совместной работе. На современном этапе более приемлема не работа с родителями, а взаимодействие с родителями.