Муниципальная инновационная площадка "Мир без опасности"

    Жизнь человека во все времена – в далеком прошлом и в «турбулентном» настоящем и непредсказуемым будущем – тесно связана с разными опасностями, их предвидением и преодолением.Опасность вероятность того, что может произойти или реально происходит, какое-то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и/ или здоровью человека. Ни в одном виде деятельности, как и в самом течении человеческой жизни, невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно – любая деятельность, как и жизнь человека, потенциально опасна. Но это не означает необходимость изоляции от внешнего мира во избежание опасностей и угроз. Напротив, одна из важнейших жизненных стратегий каждого человека – активно осваивать окружающий мир, не бояться на этом пути трудностей и препятствий, смело принимать «вызовы», предвосхищать опасности, находить выход из сложных ситуаций и при этом «творить самого себя» - саморазвиваться.

      Способность предвидеть опасности и преодолевать их без риска для жизни и здоровья связана с важнейшей потребностью каждого человека в безопасности.

      В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» от  28.12.2010 г. № 390-ФЗ, безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также минимизации рисков возникновения опасности. При этом жизненно важные интересы понимаются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и прогрессивное бытие личности, общества, государства.

      К основным объектам (или субъектам) безопасности относятся: личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

  Безопасность жизнедеятельности человека понимается как обеспечение сохранности и минимизация риска и угроз для жизни и здоровья человека.

     Безопасность личности – состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; защита жизни, здоровья, достоинства, конституционных прав и свобод; обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений. Таким образом, безопасность личности – это более широкое понятие, которое вбирает в себя безопасность жизнедеятельности как важную составляющую часть.

    Основы культуры безопасности личности начинают формироваться в первые годы жизни человека. В общении с близкими взрослыми и в играх со сверстниками, в процессе слушания сказок и стихотворений, просмотра мультфильмов и детских телепередач, во время прогулок, экскурсий и семейных путешествий ребенок постигает «азы безопасного поведения»: что можно делать, а что нельзя; что такое хорошо и что такое плохо; как нужно вести себя в разных ситуациях, чтобы не навредить своему здоровью, телу и настроению (эмоциональному состоянию); какие правила и нормы поведения приняты в нашем обществе, в своей культуре; какие правила и нормы бытуют в других культурах; как избегать опасностей и как просить о помощи; к кому,  в каких случаях и как именно можно обращаться.

     Помимо базовых основ безопасности личности, ребенок получает начальные представления о безопасности общества и государства. Обычно дети старшего дошкольного возраста уже знают, что: у каждого государства есть границы, которые охраняются пограничными службами; природные ресурсы (вода, лес, нефть, природный газ, минералы) подлежат бережному и рациональному использованию; значимые объекты искусства и культуры надежно хранятся в музеях, выставочных залах, галереях, коллекциях, библиотеках (при этом они доступны для ознакомления гражданам нашей страны и туристам из других стран); все образованные и воспитанные люди стараются соблюдать нормы этикета, правила дорожного движения, умеют работать в команде, соблюдают технику безопасности на работе, в бытовой жизни, во время отдыха…

     Безопасность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

     Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. 

      Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества, данный аспект определяет и подчёркивает актуальность рассматриваемой в проекте темы. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.