В каждой группе детского сада, в середине зимы, появились разнообразные, яркие «огороды» на окошке. Когда за окном был мороз и снег, на подоконниках проросли лук, чеснок, салат, петрушка, картофель, фасоль, овёс и пшеница, а также распустились почки и цветы на ветках принесённых в группу.
Удивляется народ: что за чудо-огород?
В группе раннего возраста грядки оформлены в вагончиках паровоза, который везёт лук, чеснок, укроп. «Витаминный паровоз» встречают звери: кот, ёж, поросёнок. Воспитатель Г. В.Фортуна создала эти необычные фигурки: кота, поросёнка с шёрсткой, а ежика с иголками, из проросших побегов овса. Воспитатели Ю.Н. Зайнутдинова, О.В. Халамеева, Л.А. Скляренко, Е.Е. Токарева, З.Н. Никишина, А.Ф. Циклаури, А.А. Сорокина, Е.В. Мельниковане просто посадили рассаду, но и придумали «огородные сказки». Совместно с детьми оформили огороды по мотивам любимых сказок, мультфильмов, добавив декорации и персонажей. В младших группах огороды разместились вокруг маленьких сельских домиков, в которых живут бабушка и дедушка с внучкой. На другом окошке «живут» Маша и медведь. А рядом огород «Корней Корнеевича» с сюжетом по знакомому мультфильму «Лунтик». Герои сказок «выращивают» овощи на грядках. А под листьями рассады можно увидеть ежа и гусеницу, которые спрятались от героев сказок. Воспитанники старших групп в оформлении огородов использовали такие сказки, как «Белоснежка и семь гномов», «Дед Лука и бабушка Лукерья», «Лебединое озеро», «Чиполлино». Воспитатели- выдумщики смогли превратить маленький огородик на окне в сказочную страну, заселенную сказочными героями, это место стало самым «волшебным» в группе.
Воспитанники Т.П. Шагмелян, С.В. Багдасарян оформили огорода в виде «Теплицы» и получилось «Фермерское хозяйство». Оригинальное оформление огорода «В гостях у весёлой пчёлки» сделали воспитанники Н.М. Гавердовской, а огород «Весёлая дача» оформили воспитанники О.А. Матвеевой, Н.В. Садоменко и подготовили указатели с датой посадки и названием растения. Огороды «Сказочная ферма» (С.С. Рябущенко), «Усадьба Чиполлино» (Ю.Е. Свистельникова, Т. В. Морозова), «Весёлый огород» (О.А. Лейникова), расположены в небольших двориках с домашними животными. Веселые: «огородик», «фасолька», «дача», «цыплята». На огородах есть все, что должно быть в настоящем огороде: домик, забор, колодец с ведерком для полива, огородное пугало, собачка в будке, охраняющая хозяйство.
Дети в игровой форме знакомились с бытом и хозяйством обитателей сельского дворика, с орудиями труда, наблюдали за ростом растений, закрепляли названия домашних животных.Такие мини-огороды стали составной частью макетов кубанского подворья.
При оформлении огородов на окне не забыли техническую игрушку. Мини-грядки расположены в самосвалах, грузовичках, паровозах, ракетах, летающих тарелках. Так, например воспитатели С.В. Игнатова, А.Р. Москалёва оформили огород в виде железнодорожной станции «Станция Огородная». А воспитанники подготовительной к школе группы совместно с педагогами Е.А. Шатуновой, Т.И. Бабаниной, Н.С. Синицыной оформили «Космический огород».
И огороды стали не только местом для выращивания растений, но и послужили наглядными пособиями для бесед, игр, в том числе театрализованных.
Очень важно то, что дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.Педагоги проводили регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием семян, луковиц. Проведены сравнительные наблюдения за почками на веточках разных деревьев, за ростом лука в разных условиях. С помощью рисунков дети фиксировали результаты наблюдений. В группах организовали проведение элементарных опытов: свет и тень, движение воды по листьям растений, рост растений в земле и воде, рост корней. Сделаны выводы о значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями. Огород на подоконнике детского сада служит для решения педагогических задач — образовательных, экологических, экспериментальных и игровых.
Старший воспитатель Н.М. Кудрина